• Приглашаем посетить наш сайт
    Блок (blok.lit-info.ru)
  • Досуги и Пух и перья
    Возвращение из Кронштадта

    Еду я на пароходе,
    Пароходе винтовом;
    Тихо, тихо все в природе,
    Тихо, тихо все кругом.
    И, поверхность разрезая
    Темно-синей массы вод,
    Мерно крыльями махая,
    Быстро мчится пароход.
    Солнце знойно, солнце ярко;
    Море смирно, море спит;
    Пар, густою черной аркой,
    К небу чистому бежит...

    На носу опять стою я,
    И стою я, как утес,
    Песни солнцу в честь пою я,
    И пою я не без слез!

    С крыльев* влага золотая
    Льется шумно, как каскад,
    Брызги, в воду упадая,
    Образуют водопад, —

    И кладут подчас далеко
    Много по морю следов
    И премного и премного
    Струек, змеек и кругов.

    В этой юдоли забот,
    В этом море, в этой призме
    Наших суетных хлопот
    Мы — питомцы вдохновенья —
    Мещем в свет свой громкий стих
    И кладем в одно мгновенье
    След во всех сердцах людских?!

    Так я думал, с парохода
    Быстро на берег сходя;
    И пошел среди народа,
    Смело в очи всем глядя.

    Примечания:

    Впервые — в «Современнике»,1854, № 3.

    * Необразованному читателю родительски объясню, что крыльями называются пароходе лопасти колеса или двигательного винта.

    «Полное собрание сочинений» Пруткова. Не гадай, прозорливый читатель, это и так ясно, как день! Не нужно даже ходить к Диогену за факелом. Хотя было два могучих аргумента за. Во-первых, это автопародия Козьмы Пруткова. Явив пародию на свою «Поездку в Кронштадт», Прутков ставил себя на один пьедестал рядом с вдохновлявшими его на подражания кумирами — Эзопом, Сенекой, Шекспиром, Пушкиным, Гейне. Во-вторых, продолжение родило первый сериал в пародийном жанре. Обе мысли блестяще реализовались в журнальной версии 1854 г. Но дальше — напомню, внимательный читатель, в окончании парадилогии Прутков «на берег сходя... пошел среди народа, Смело в очи всем глядя», — 30 лет хождения в народ до издания книги сочинений поэт зрел в глазу народа изменение точки зрения на сериализм и, предвидя усугубление этой тенденции, контракцентацией соучастия в родоначалии концепта постарался завуалировать двойню, зачатую преждевременно, что, в итоге, спасло самобытность искусства 20 века, пронесло мимо него и оттянуло повальное засилие сериальности аж до наших скорбных зрительских и читательских будней. Взамен, благодарное 20 столетие, высветило еще одну блестящую, но ранее невидидимую грань стихотворения. Если раньше Прутков подражал классикам прошлого, то здесь строками:

    В этом море, в этой призме
    Наших суетных хлопот, —

    передал чудесную эстафетную палочку пародии от классика 19 века к величайшему сатирику 20 столетия — Владимиру Высоцкому. Помнишь, читатель, «Письмо из сумасшедшего дома...»:

    Те, кто выжил в катаклизме,

    Их вчера в стеклянной призме
             К нам в больницу привезли —
    И один из них, механик,
    Рассказал, сбежав от нянек,

             Незакрытый пуп Земли.

    Однако, проблема обнаружения кронштадтской призмы Козьмы Пруткова у Бермуд выходит за рамки комментария в раздел новостей вечности и празднования 300-летия Кронштадта...

    Раздел сайта: