• Приглашаем посетить наш сайт
    Пересказы (kratko.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1854"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F H I J L M N O P Q R S T U V
    Поиск  
    1. Жуков Д.: Классик, которого не было
    Входимость: 7. Размер: 91кб.
    2. Досуги и Пух и перья. Предисловие и Письмо к неизвестному фельетонисту
    Входимость: 6. Размер: 7кб.
    3. Биографические сведения о Козьме Пруткове
    Входимость: 3. Размер: 21кб.
    4. Кривин Феликс: Наш доброжелатель Козьма Прутков
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    5. Назаренко М. И.: Исторический дискурс как пародия
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    6. Досуги и Пух и перья. Возвращение из Кронштадта
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    7. Бобореко А.: Примечания к Собранию сочинений Козьмы Пруткова
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    8. Приложения к Сочинениям Козьмы Пруткова. Выдержки из записок моего деда
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    9. Досуги и Пух и перья. Осады Памбы
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    10. Досуги и Пух и перья. Немецкая баллада
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    11. Биография (вариант 1)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    12. Спор древних греческих философов об изящном
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    13. Досуги и Пух и перья. К друзьям после женитьбы
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    14. Блонды
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    15. Досуги и Пух и перья. Пятки некстати
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    16. Досуги и Пух и перья. Незабудки и запятки
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    17. Досуги и Пух и перья. Эпиграмма № III
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    18. Досуги и Пух и перья. Поездка в Кронштадт
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    19. Досуги и Пух и перья. Мой сон
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    20. Досуги и Пух и перья. Древней греческой старухе
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    21. Досуги и Пух и перья. В альбом N. N.
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    22. Досуги и Пух и перья. Древний пластический грек
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    23. Черепослов, сиречь Френолог
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    24. Досуги и Пух и перья. Эпиграмма № II ("Мне, в размышлении глубоком... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    25. Юнисов М. В.: Прутков К. П. - Биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    26. Досуги и Пух и перья. Честолюбие
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    27. Досуги и Пух и перья. Безвыходное положение
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    28. Досуги и Пух и перья. В альбом красивой чужестранке
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    29. Досуги и Пух и перья. Разница вкусов
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    30. Досуги и Пух и перья. Мое вдохновение
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    31. Досуги и Пух и перья. Аквилон
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    32. Досуги и Пух и перья. На взморье
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    33. Сквозников В.: Козьма Прутков
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    34. Досуги и Пух и перья. Эпиграмма № I
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    35. Досуги и Пух и перья. Доблестные студиозусы
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    36. Досуги и Пух и перья. Письмо из Коринфа
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    37. Досуги и Пух и перья. К толпе
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    38. Досуги и Пух и перья. Путник
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    39. Досуги и Пух и перья. Желания поэта
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    40. Досуги и Пух и перья. Плоды раздумья, не включавшиеся в собрание сочинений Козьмы Пруткова
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    41. Досуги и Пух и перья. Плоды раздумья
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    42. Досуги и Пух и перья. Желание быть испанцем
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    43. Досуги и Пух и перья. Юнкер Шмидт
    Входимость: 1. Размер: 1кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Жуков Д.: Классик, которого не было
    Входимость: 7. Размер: 91кб.
    Часть текста: что ему мог бы позавидовать иной реально существовавший писатель. Вымышленное творчество Пруткова неотделимо от его вымышленной биографии, как неотделимы от них его внешность, черты характера... Он "смотрится" только в целом, неразделенном виде, таким его воспринимали современники, таким он дожил до наших дней. Случаев мистификаций и создания литературных масок не счесть. Но все они были обречены на короткую жизнь и в лучшем случае известны лишь литературоведам. Козьма Прутков завоевал народное признание. По разнообразию жанров, в которых он работал, Козьма Петрович Прутков превзошел своих предтеч и современников: Рудого Панька, Ивана Петровича Белкина, Ивана Чернокнижникова, Конрада Лилиеншвагера, Якова Хама, Аполлона Капелькина и других. Стихами оп писал басни, эпиграммы, лирику, баллады. Не чужды ему были драматические жанры: комедия, водевиль, драма, мистерия, естественно-разговорное представление... В его прозе можно усмотреть автобиографический, публицистический, исторический и эпистолярный жанры. Он писал полемические статьи и проекты. И наконец, своими афоризмами прославился как философ. До сих пор неясно, писал ли Козьма Прутков пародии, подражал ли знаменитым поэтам или был совершенно оригинальным писателем. Только настроишься на одну из этих трех его ипостасей, как тут же попадаешь впросак - по форме вроде бы одно, по содержанию другое, а пораскинешь умом, познакомишься поближе со всякими обстоятельствами его эпохи, и окажется там и третье, и четвертое, и пятое... Вот, казалось бы, дошел до дна, аи нет - не одно оно у произведения достопочтеннейшего Козьмы Петровича, а столько, что и со счету собьешься и уж не знаешь, то ли смеяться, то ли плакать над...
    2. Досуги и Пух и перья. Предисловие и Письмо к неизвестному фельетонисту
    Входимость: 6. Размер: 7кб.
    Часть текста: Я пишу с детства. У меня много неконченого (d'inacheve)! Издаю пока отрывок. Ты спросишь: зачем? Отвечаю: я хочу славы. Слава тешит человека. Слава, говорят, «дым»; это неправда. Я этому не верю! Я поэт, поэт даровитый! Я в этом убедился; убедился, читая других: если они поэты, так и я тоже!.. Суди, говорю, сам, да суди беспристрастно! Я ищу справедливости; снисхожденья не надо; я не прошу снисхожденья!.. Читатель, до свиданья! Коли эти сочинения понравятся, прочтешь и другие. Запас у меня велик, материалов много; нужен только зодчий, нужен архитектор; я хороший архитектор! Читатель, прощай! Смотри же, читай со вниманьем да не поминай лихом! Твой доброжелатель — Козьма Прутков. 11 апреля 1853 года (annus, i) (Год, года (лат.)). Примечание: Первая публикация — в «Современнике», 1854, № 2. Письмо известного Козьмы Пруткова к неизвестному фельетонисту «С. -Петербургских ведомостей» (1854 г.) [1] по поводу статьи сего последнего Фельетонист, я пробежал твою статейку в № 80 «С. -Петербургских ведомостей». Ты в ней упоминаешь обо мне; это ничего. Но ты в ней неосновательно хулишь меня! За это не похвалю, хотя ты, очевидно, домогаешься моей похвалы. Ты утверждаешь, что я пишу пародии? Отнюдь!.. Я совсем не пишу пародий! Я никогда не писал пародий! Откуда ты взял, будто я пишу пародии?! Я просто анализировал в уме...
    3. Биографические сведения о Козьме Пруткове
    Входимость: 3. Размер: 21кб.
    Часть текста: «Христоматии для всех». 5) Статьи: «Защита памяти Козьмы Пруткова», в газ. «Новое время» 1877 г., № 892, и 1881 г., № 2026, за подписью «Непременный член Козьмы Пруткова». 6) Письмо к редактору журнала «Век» от г. Владимира Жемчужникова, в газетах: «Голос» 1883 г., № 40, и «Новое время», 1883 г., № 2496. 7) Статья: «Происхождение псевдонима Козьмы Пруткова» г. А. Жемчужникова, помещенная в «Новостях», 1883 г., № 20. Козьма Петрович Прутков провел всю свою жизнь, кроме годов детства и раннего отрочества, в государственной службе: сначала по военному ведомству, а потом по гражданскому. Он родился 11 апреля 1803 г.; скончался 13 января 1863 г. В «Некрологе» и в других статьях о нем было обращено внимание на следующие два факта: во-первых, что он помечал все свои печатные прозаические статьи 11-м числом апреля или иного месяца: и во-вторых, что он писал свое имя: Козьма, а не Кузьма. Оба эти факта верны; но первый из них истолковывался ошибочно. Полагали, будто он, помечая свои произведения 11-м числом, желал ознаменовать каждый раз день своего рождения; на самом же деле он ознаменовывал такою пометою не день рождения, а свое замечательное сновидение, вероятно только случайно совпавшее с днем его рождения и имевшее влияние на всю его жизнь. Содержание этого сновидения рассказано далее, со слов самого Козьмы Пруткова. Что же касается способа писания им своего имени, то в действительности он писался даже не «Козьма», но Косьма, как знаменитые его соименники: Косьма и Дамиан, Косьма Минин, Косьма Медичи и...
    4. Кривин Феликс: Наш доброжелатель Козьма Прутков
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    Часть текста: от многих мудростей, которые мы готовы забыть навсегда. Каким-то загадочным образом в произведениях этого автора мудрость переходит в глупость, а глупость в мудрость, и мы не в силах ответить на поставленный им же вопрос: где начало того конца, которым оканчивается начало? Мудрые мысли рождаются точно так же, как и глупые, и даже нередко в одних и тех же головах. Но сквозь сито ума одни из нас просеивают мудрость, другие — глупость. «Вытапливай воск, но сохраняй мед»,— сказал мудрец, который сам поступал наоборот, а потому больше известен своей глупостью. Иногда, впрочем, ему удавалось сохранить мед, и тогда под его пером рождались мудрые мысли. «Мудрость уменьшает жалобы, но не страдания» — эта мысль сделала бы честь очень умному человеку. Нет, Козьма Прутков не был глуп, хотя современники, в том числе и близкие друзья, считали его ограниченным и даже тупым человеком. Он даже был по-своему глубокомыслен, но при этом мысли его были больше глубоки, чем мудры, словно он нырял за ними в колодец, но таи, в темноте, хватал первое попавшееся: «Щелкни кобылу в нос — она махнет хвостом». Не исключено, что это были мудрые мысли, только не додуманные до конца. У него, как он сам признавался, было много недодуманного, неоконченного (d'inacheve). Но, с другой стороны, невозможно предугадать, что получилось бы, если б он додумывал свои мысли... Ясно одно: Козьма Прутков не от природы глуп, просто он попал в глупое положение. Его поставили в глупое положение его головокружительный пост директора Пробирной Палатки, а особенно лавры великого писателя, слишком развесистые для его таланта и для того места в литературе, которое он по своей наивности занимал. Как истинно великий...
    5. Назаренко М. И.: Исторический дискурс как пародия
    Входимость: 2. Размер: 34кб.
    Часть текста: [1998: 385-407], не может считаться разрешенным, несмотря на многовековую традицию рассмотрения этих сущностей. Возможно, он в принципе неразрешим. Современные историография и литературоведение в равной степени озабочены проблемой: существуют ли формальные критерии различения "фактуального" и "фикционального" нарративов. С одной стороны, Х. Уайт [2002] и Ф. Анкерсмит [2003] описывают исторические (документальные) тексты как художественные произведения, созданные в определенных модусах. С другой - Дж. Р. Серль [1999], Ж. Женетт [1998: 403, 405-6] и У. Эко [2002: 225-226, 229-235] отрицают возможность проведения различий, помимо паратекстуальных, между художественным и нехудожественным описаниями истории; напротив, многие исследователи полагают, что такие различия существуют и могут быть формализованы (см., напр.: [Riffaterre 1993: 29-30; Шмид 2003: 27-31]). Особый интерес в этом научном контексте представляют тексты, моделирующие исторический нарратив. Фикциональным, по Женетту, будет такое произведение, в котором вымышленный персонаж описывает жизнь реального исторического лица, даже в том случае, если повествовательное обрамление сведено к минимуму. "[...] нам достаточно (!) вообразить, что Бальзак (или ваш покорный слуга, или любой другой анонимный фальсификатор) приписывает Шатобриану (или любому другому предполагаемому биографу) строго достоверную биографию Людовика XIV (или любого другого исторического персонажа): [...] я утверждаю, что подобное повествование будет фикциональным" [Женетт 1998: 399]. Мы, однако, полагаем, что текст, созданный...
    6. Досуги и Пух и перья. Возвращение из Кронштадта
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    Часть текста: Тихо, тихо все в природе, Тихо, тихо все кругом. И, поверхность разрезая Темно-синей массы вод, Мерно крыльями махая, Быстро мчится пароход. Солнце знойно, солнце ярко; Море смирно, море спит; Пар, густою черной аркой, К небу чистому бежит... На носу опять стою я, И стою я, как утес, Песни солнцу в честь пою я, И пою я не без слез! С крыльев* влага золотая Льется шумно, как каскад, Брызги, в воду упадая, Образуют водопад, — И кладут подчас далеко Много по морю следов И премного и премного Струек, змеек и кругов. Ах! не так ли в этой жизни, В этой юдоли забот, В этом море, в этой призме Наших суетных хлопот Мы — питомцы вдохновенья — Мещем в свет свой громкий стих И кладем в одно мгновенье След во всех сердцах людских?! Так я думал, с парохода Быстро на берег сходя; И пошел среди народа, Смело в очи всем глядя. Примечания: Впервые — в «Современнике»,1854, № 3. * Необразованному читателю родительски объясню, что крыльями называются пароходе лопасти колеса или двигательного винта. Не...
    7. Бобореко А.: Примечания к Собранию сочинений Козьмы Пруткова
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    Часть текста: и др. Однако имя Пруткова появилось в печати позднее, в 1854 году, когда в юмористическом приложении к журналу «Современник» «Литературный ералаш» публиковались его «Досуги и пух и перья». Со временем авторы создали биографию Пруткова с датами жизни и смерти, был даже написан его портрет, стали известны его предки и потомки. В жизнеописании Пруткова очерчены его служебная и литературная деятельность; в характеристиках, данных ему Жемчужниковым и Толстым, запечатлены черты его личности — «самодовольного, тупого, добродушного и благонамеренного» писателя. Это не литературный псевдоним, а «вымышленное в насмешку лицо», комический тип — характерная фигура своего времени. После публикации в «Современнике» в 1854 году Прутков не появлялся в печати несколько лет. Лишь в 60-х годах возобновилась его деятельность, на которой по-своему отразилась сложная эпоха крестьянских реформ и вызванные ею новые веяния в русской жизни. Прутков «в период подготовления реформ... как бы растерялся,— писал В. Жемчужников.— Сначала ему казалось, что из-под него уходит почва, и он стал роптать» и, чтобы отличиться, писал «преобразовательные проекты», которые не имели успеха, «стал впадать в уныние, даже приходил в отчаяние. В один из моментов такого мрачного отчаяния он написал мистерию «Сродство мировых сил»... Вскоре, однако, он успокоился, почувствовав вокруг себя прежнюю атмосферу, а под собою — прежнюю почву. Он снова стал писать проекты, но уже стеснительного направления, и они принимались с одобрением. Это дало ему основание возвратиться к прежнему самодовольству и ожидать значительного повышения по службе». Произведения Пруткова в эти годы печатались в революционно-демократических...
    8. Приложения к Сочинениям Козьмы Пруткова. Выдержки из записок моего деда
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    Часть текста: Козьмы Пруткова Читатель, ты меня понял, узнал, оценил: спасибо! Докажу, что весь мой род занимался литературою. Вот тебе извлечение из записок моего деда. Затем издам записки отца. А потом, пожалуй, и мои собственные! Записки деда писаны скорописью прошлого столетия, in folio, без помарок. Значит: это не черновые! Спрашивается: где же сии последние? — Неизвестно!.. Предлагаю свои соображения. Дед мой жил в деревне; отец мой прожил там же два года сряду; значит: они там! А может быть, у соседних помещиков? А может быть, у дворовых людей? — Значит: их читают! Значит: они занимательны! Отсюда: доказательство замечательной образованности моего деда, его ума, его тонкого вкуса, его наблюдательности.— Это факты; это несомненно! Факты являются из сближений. Сближения обусловливают выводы. Почерк рукописи различный; значит, она писана не одним человеком. Почерк «Приступа» совершенно сходен с подписью деда; отсюда: тождественность лица, писавшего «Приступ», с личностью моего деда! Дед мой родился в 1720 году, а кончил записки в 1780 году; значит: они начаты в 1764 году. В записках его видна сила чувств, свежесть впечатлений; значит: при деревенском воздухе он мог прожить до 70 лет. Стало быть, он умер в 1790 году! В портфеле деда много весьма замечательного, но, к сожалению, неконченого (d'inacheve). Когда заблагорассудится, издам все. Прощай, читатель. Вникни в издаваемое! Твой доброжелатель Козьма Прутков. 11 марта 1854 года (annus, i). Гисторические материалы Федота Кузмича Пруткова (деда) Приступ старика Уподоблялся, под вечер жизни моей, оному древних римлян Цынцынатусу, в гнетомые старостью года свои утешаюсь я, в деревенской тихости, кроткими наслаждениями и изобретенными удовольствиями; и достохвально в воспоминаниях упражняйся, тебе,...
    9. Досуги и Пух и перья. Осады Памбы
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: и Пух и перья Осады Памбы Романсеро, с испанского Девять лет дон Педро Гомец, По прозванью Лев Кастильи, Осаждает замок Памбу, Молоком одним питаясь. И все войско дона Педра, Девять тысяч кастильянцев, Все, по данному обету, Не касаются мясного, Ниже* хлеба не снедают; Пьют одно лишь молоко. Всякий день они слабеют, Силы тратя по-пустому. Всякий день дон Педро Гомец О своем бессилье плачет, Закрываясь епанчою. Настает уж год десятый. Злые мавры торжествуют; А от войска дона Педра Налицо едва осталось Девятнадцать человек. Их собрал дон Педро Гомец И сказал им: «Девятнадцать! Разовьем свои знамена, В трубы громкие взыграем И, ударивши в литавры, Прочь от Памбы мы отступим Без стыда и без боязни. Хоть мы крепости не взяли, Но поклясться можем смело Перед совестью и честью: Не нарушили ни разу Нами данного обета, — Целых девять лет не ели, Ничего не ели ровно, Кроме только молока!» Ободренные сей речью, Девятнадцать кастильянцев, Все, качаяся на седлах, В голос слабо закричали: «Sancto Jago Compostello!** Честь и слава дону Педру, Честь и слава Льву Кастильи!» А каплан*** его Диего Так сказал себе сквозь зубы: «Если б я был полководцем, Я б обет дал есть лишь мясо, Запивая сантуринским». И, услышав то, дон Педро Произнес со громким смехом: «Подарить ему барана; Он изрядно подшутил». Примечания: Первая публикация — в «Современнике», 1854, № 3. * Ниже — ни даже, отнюдь не. ** Святой Иаков Компостельскии! (исп.) *** Каплан — капеллан,...
    10. Досуги и Пух и перья. Немецкая баллада
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Досуги и Пух и перья Немецкая баллада Барон фон Гринвальдус, Известный в Германьи, В забралах и в латах, На камне пред замком, Пред замком Амальи,     Сидит принахмурясь; Сидит и молчит. Отвергла Амалья Баронову руку!.. Барон фон Гринвальдус От замковых окон Очей не отводит И с места не сходит;     Не пьет и не ест. Года за годами... Бароны воюют, Бароны пируют... Барон фон Гринвальдус, Сей доблестный рыцарь, Все в той же позицьи     На камне сидит. Примечания: Впервые — в «Современнике», 1854, № 4, с заглавием: «Баллада» (с немецкого). Пародия на перевод Жуковского баллады Шиллера «Рыцарь Тогенбург». До Пруткова над Жуковским шутил другой великий пародист Александр Пушкин:         Послушай, дедушка, мне каждый раз,         Когда взгляну на этот замок Ретлер,         Приходит в мысль: что, если это проза,         Да и дурная?..... Это пародия на стихотворение «Тленность» (вышло в III книге «Для немногих»,1818), написанное белым стихом и начатое так:         Послушай, дедушка: мне каждый раз,         Когда взгляну на этот замок Ретлер,         Приходит в мысль: что, если то ж случится         И с нашей хижиной? По рассказу Льва Пушкина, прочтя пародию, Жуковский «смеялся, но не уверил Пушкина, что это стихи» (Пушкин в воспоминаниях современников, М. 1950). Как смеялся Пушкин над замененными им строчками Жуковского, можно лишь догадываться. К сожалению, ни тот, ни другой не успели насладиться лирическими шутками Пруткова.